Неточные совпадения
Если они уже действительно любили справедливость и добро своей земли, не следовало бы им оскорбиться на надменность моего обращения, следовало бы им подавить в себе
собственное честолюбие и пожертвовать своей
личностью.
Может быть, даже это чувство было в противоречии с
собственным взглядом Захара на
личность Обломова, может быть, изучение характера барина внушало другие убеждения Захару. Вероятно, Захар, если б ему объяснили о степени привязанности его к Илье Ильичу, стал бы оспаривать это.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой
личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у
собственных открытий.
Как не понять такую простую мысль, как, например, что «душа бессмертна, а что умирает одна
личность», — мысль, так успешно развитая берлинским Михелетом в его книге. Или еще более простую истину, что безусловный дух есть
личность, сознающая себя через мир, а между тем имеющая и свое
собственное самопознание.
Желая везде и во всем убить всякий дух независимости,
личности, фантазии, воли, Николай издал целый том церковных фасад, высочайше утвержденных. Кто бы ни хотел строить церковь, он должен непременно выбрать один из казенных планов. Говорят, что он же запретил писать русские оперы, находя, что даже писанные в III Отделении
собственной канцелярии флигель-адъютантом Львовым никуда не годятся. Но это еще мало — ему бы издать собрание высочайше утвержденных мотивов.
То, что я называю революционным закалом
личности в моей молодости, по своим моральным и психологическим последствиям шире и глубже революционности в
собственном смысле слова.
Двоюродный брат был еще недавно веселым мальчиком в кургузом и некрасивом юнкерском мундире. Теперь он артиллерийский офицер, говорит об ученых книгах и умных людях, которых называет «
личностями», и имеет
собственного денщика, с которым собирается установить особые, не «рутинно — начальственные» отношения.
Если бы человеческая
личность не была идеальной по отношению к реальным условиям ее
собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее…
Образ его, если взять его в целом, более интересен и оригинален, чем его философия в
собственном смысле [Для характеристики
личности Вл. Соловьева особенно интересна книга К. Мочульского «Владимир Соловьев».
Если же в ком и после самодурной дрессировки еще останется какое-нибудь чувство личной самостоятельности и ум сохранит еще способность к составлению
собственных суждений, то для этой
личности и ума готов торный путь: самодурство, как мы убедились, по самому существу своему, тупоумно и невежественно, следовательно ничего не может быть легче, как надуть любого самодура.
Невольным образом в этом рассказе замешивается и
собственная моя
личность; прошу не обращать на нее внимания. Придется, может быть, и об Лицее сказать словечко; вы это простите, как воспоминания, до сих пор живые! Одним словом, все сдаю вам, как вылилось на бумагу. [Сообщения И. И. Пущина о том, как он осуществлял свое обещание Е. И. Якушкину, — в письмах к Н. Д. Пущиной и Е. И. Якушкину за 1858 г. № 225, 226, 228, 242 и др.]
Зритель увлечен; он уже думает, что
личность его не безопасна, он ощупывает свои
собственные карманы…
Какое-нибудь тихо-отрадное воспоминание вдруг блеснет в вашем воображении;
собственная ваша
личность начнет занимать вас больше, чем наблюдения; у вас станет меньше внимания ко всему окружающему, и какое-то неприятное чувство нерешимости вдруг овладеет вами.
Врагов живой жизни; устарелых либералишек, боящихся
собственной независимости; лакеев мысли, врагов
личности и свободы, дряхлых проповедников мертвечины и тухлятины!
Но это были не
личности, а гнев за то, что в Скуратове не было выдержки, не было строгого напускного вида
собственного достоинства, которым заражена была вся каторга до педантства, одним словом за то, что он был, по их же выражению, «бесполезный» человек.
— Послушай, что ты привязался ко мне? Это, понимаешь, скучно… Ты идеализируешь женщин, а я — простой человек и на вещи смотрю просто. Что такое — любить?.. Если действительно человек любит, то для любимого человека готов пожертвовать всем и прежде всего своей
личностью, то есть в данном случае во имя любви откажется от
собственного чувства, если оно не получает ответа.
Когда Ниагарский водопад, сокрушив скалу, его образующую, уничтожится напором
собственных сил; когда Александр Македонский погибает от избытка
собственной энергии, когда Рим падает
собственной тяжестью, — это явления возвышенные; но потому, что Ниагарский водопад, Римская империя,
личность Александра Македонского сами по себе уже принадлежат области возвышенного; какова жизнь, такова и смерть, какова деятельность, таково и падение.
Служи ему
собственным лицом, а не чрез посредство наемников; не процветай особо, но совместно с твоими соотечественниками, не утопай в бездельничестве и равнодушии, но стой грудью за други своя, жертвуй своими интересами, своею
личностью, самоотвергайся!
Их развитие не так высоко, чтобы понять значение своей родины в среде других народов; их чувства не так сильны, чтобы выразиться в практической деятельности; их
личность не столько самобытна, чтобы в
собственных силах искать прав на какое-нибудь значение.
Не находя в себе никакого
собственного, личного значения, не видя возможности опереться в чем-нибудь на самих себя, потерявши благородный эгоизм самобытной
личности, но будучи одержимы мелочным и грубым самолюбием, — они постоянно старались придавать себе важности непомерным превозношением своих господ.
У ней есть не только доброта, по которой она жалеет плачущую девочку, но и зачатки уважения к человеческим правам и недоверие к [насильственному] праву
собственного произвола: когда ей говорят, что можно заставить Игрушечку делать, что угодно, она возражает: «А как она не станет?» В этом возражении уже видно инстинктивное проявление сознания о том, что каждый имеет свою волю [и что насилие чужой
личности может встретить противодействие совершенно законное].
Отец, мать, все родные, подчиненные крепостной власти, свыкшиеся с своим положением и изведавшие, может быть,
собственным [горьким] опытом [все] неудобства самостоятельных проявлений своей
личности, — все стараются, из желания добра мальчику, с малых лет внушить ему [беспрекословную покорность чужому приказу,] отречение от
собственного разума и воли.
Вы видите, что сущность мнения та же самая: мужик, дескать, груб и необразован, и потому не имеет ни сознания прав своей
личности, ни
собственного разума и воли.
Даже натура чисто созерцательная, не проявившаяся в энергической деятельности общественной, но нашедшая в себе столько сил, чтобы выработать убеждения для
собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями, — даже такая натура не остается без благотворного влияния на общество именно своей
личностью.
Нужно только бесконечно жалеть и сокрушаться о том, что есть в жизни народа такие непримиримые положения, когда отдельная
личность, даже помимо
собственной воли, насильственно принуждена разрывать самые дорогие свои связи и отношения.
Он исподволь подходил то к тому, то к другому, то к третьему кружку, прислушивался, перемолвливался с тем или другим из членов, и каждой партийке успевал всучить свое
собственное мнение, навести на желанную ему
личность, подшепнуть ту или другую фамилию — и, благодаря только этой уловке, выборы наконец совершились.
Таким образом, для человека быть
личностью есть действительно преимущество, ибо лишь чрез это становится он сообразен своему
собственному глубочайшему существу…
Для абсолютного же духа, напротив, духовность есть его
собственное естество, у него не имеется напряженности между природой и духом, в снятии и примирении которой состоит существо
личности, потому он ничего не может получить от предиката
личности» (A. Drews. Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes, 326–328).
Так же ложно пассивное отношение к
собственной смерти, к смерти
личности как к фатальному, детерминированному натуральному факту.
Полвека и даже больше проходит в моей памяти, когда я сближаю те
личности и фигуры, которые все уже кончили жизнь: иные — на каторге, другие — на чужбине. Судьба их была разная: одни умирали в Сибири колодниками (как, например, М.Л.Михайлов); а другие не были даже беглецами, изгнанниками (как Г.Н.Вырубов), но все-таки доживали вне отечества, превратившись в «граждан» чужой страны, хотя и по
собственному выбору и желанию, без всякой кары со стороны русского правительства.
Хотя Волгин о приданом и не спрашивал, молодая принесла ему в свадебной корзине слишком сто душ, много серебра и все другие предметы роскоши, которые в подобных случаях отпускаются с дочкой богатыми и нежными родителями. Замечено однако ж было, что в числе женской прислуги, вошедшей в роспись приданого, по
собственному выбору Лукерии Павловны, отпущены такие
личности, которые не награждены были от природы очень хорошеньким личиком.
Так рано погибла в омуте искусства, а быть может, и в житейском омуте, родившаяся, по ее
собственному выражению «не ко времени», — чистая, светлая, честная
личность, для которой сцена была жизнь, но жизнь не была сценой.